Британский коллектив «Judas Priest» по праву называют одним из
родоначальников хэви-металла. «Judas Priest» первыми ввели в обиход
многие из нынешних атрибутов стиля, и стали связующим звеном между
тяжелым роком конца 60-х/начала 70-х и «новой волной британского
хэви-металла», появившейся в конце 70-х. Кроме того, «Judas Priest»
отличаются творческим долголетием, которому могут позавидовать многие
их последователи, а общее количество проданных альбомов группы
составляет более 50 миллионов!
Малоизвестный факт, но в настоящее время в составе группы нет ни
одного из первоначальных ее участников. Коллектив был основан в
Бирмингеме в 1967 году, изначально назывался «Blue Condition» и музыку
играл соответствующую блюз-рок. Членами группы были вокалист Алан
Эткинс (Alan Atkins), до этого выступавший в составе «Bitter Sweet» и «Sugar Stack», басист Бруно Стэпенхилл (Bruno Stapenhill) и барабанщик Пит Бут (Pete Boot),будущий
участник «Budgie». После ухода Бута в «the Extreme» оставшиеся
музыканты назвали свой коллектив «Half Breed». К этому составу
присоединились гитаристы Бэрри Сивил (Barry Civil) и Джон Перри (John Perry), а так же барабанщик Джим Пери (Jim Perry). Сивил и Джим Перри, однако, вскоре ушли, и на место барабанщика Эткинс привел Джона Партриджа (John Partridge)
из своей старой группы «Sugar Stack». Именно тогда, в 1969 году,
музыканты начали выступать как «Judas Priest», по-прежнему играя
жесткую по звучанию, но чисто блюзовую музыку. Джон Перри трагически
погиб спустя короткое время, и группа начала поиски нового гитариста.
Одним из соискателей был молодой К. К. Даунинг (К. К. Downing),
однако музыканты посчитали его манеру игры слишком шумной и тяжелой для
своего коллектива и отдали предпочтение другому кандидату, 17-летнему
Энди Четауэю (Andy Chataway).
В начале 1970 года «Judas Priest» удалось заключить контракт с
известной звукозаписывающей фирмой Immediate Records, и записать три
песни, две из которых готовились к выпуску на сингле. Immediate
Records, однако, доживала свои последние дни, и будущий сингл так и
остался на ацетате, a «Judas Priest» распались спустя короткое время.
Стэпенхилл основал собственный коллектив «Ram», и позднее был
участником проекта «Bullion», своего рода «встречи выпускников «Judas
Priest», вместе с уже упоминавшимися Питом Бутом и Энди Четауэем.
Впоследствии Стэпенхилл, Бут и Эткинс основали группу «Lion»,
просуществовавшую до 1978 года, но на тот момент Эткинс решил
присоединиться к безымянному трио, в составе которого находились К. К.
Даунинг, басист Ян Хилл по кличке «Череп» (Ian «Skull» Hill) и барабанщик Джон Эллис (John Ellis).
Вскоре название «Judas Priest» было возрождено, а звучание нового
коллектива под руководством Даунинга стало на порядок тяжелее. В 1971
году место Эллиса занял Алан Мур (Alan Moore), а после ухода последнего барабанщиком «Judas Priest» стал Крис Кэмпбелл (Chris Campbell). В 1973 году Эткинс и Кэмпбелл покинули группу, а на их место пришли бывший вокалист «lord Lucifer» и «Hiroshima» Роб Халфорд (Rob Halford) и барабанщик Джон Хинч (John Hinch, «Bakerloo», «Hiroshima»).
В этом составе «Judas Priest» сделали демо-запись нескольких своих
песен, и в 1974 году ими заинтересовался недавно созданный рок-лейбл
Gull Records. Коллектив в то время был занят в основном концертной
деятельностью и выступал в клубах не только у себя на родине, но и в
Норвегии и Германии. Кстати, непосредственно перед записью дебютного
диска «Rocka Rolla» звучание группы стало еще тяжелее, благодаря новому
гитаристу Гленну Типтону, до того игравшему в весьма успешной
бирмингемской группе «The Flying Hat Band». В составе «The Flying Hat
Band» Типтон успел записать альбом (оставшийся на полке из-за «слишком тяжелого звука!»)
и прокатиться по Европе на разогреве у «Deep Purple», однако время
показало, что его выбор в пользу «Judas Priest» оказался правильным.
Альбом «Rocka Rolla» записывался под руководством продюсера Роджера Бэйна (Rodger Bain, «Black Sabbath»),
который почему-то решил не включать в него такие песни, как «Genocide»,
«Tyrant» и «The Ripper», уже полюбившиеся поклонникам на концертах
коллектива. В результате отзывы на альбом были достаточно прохладными,
и пресса уделила больше внимания оформлению «Rocka Rolla», завоевавшему
премию в области графического дизайна. «Judas Priest», однако, уже
составили себе репутацию превосходного клубного коллектива и
подтвердили её успешным выступлением на рок-фестивале в Ридинге 1975
года. Следующий альбом коллектива «Sad Wings Of Destiny» записывался с
вернувшимся за барабанную установку Аланом Муром, и содержал достаточно
мощный материал - коммерческий успех альбома позволил «Judas Priest»
получить от фирмы CBS договор о продаже альбомов по всему миру и аванс
размером в 60,000 фунтов стерлингов! Проблемы с барабанщиками, однако,
на этом не закончились - впоследствии музыкантам не раз приходилось
срочно искать нового ударника непосредственно перед началом записи
альбома.
«Judas Priest» вскоре записали еще один ставший классикой альбом,
«Sin After Sin», продюсером которого стал бывший басист «Deep Purple»
Роджер Гловер (Roger Glover). Вслед за этим группа отправилась
покорять Америку, начав сразу с весьма престижного места в первом
отделении у «Led Zeppelin», на фестивале Day On The Green `77 в
Сан-Франциско. В 1978 году, после выхода очередного альбома («Stained Class»),
коллектив также впервые посетил Японию. В это же время музыканты
сменили свой визуальный имидж, превратившись в «байкеров» в черной коже
и заклепках. Тексты «Judas Priest» также претерпели изменения - раннее
увлечение средневековыми образами уступило место модной
научно-фантастической тематике. С выходом следующего альбома, «Killing
Machine» (переименованного в «Hell Bent For Leather» для американской аудитории),
«Judas Priest» впервые попали в чарты синглов. В Америке, однако,
коллектив все еще «не дотягивал» по популярности до собственного турне
и опять выступал на разогреве, на этот раз у «UFO». Ситуация изменилась
с выходом самого известного диска «Judas Priest», «Unleashed In The
East», записанного на одном из концертов группы в Японии. Этот альбом,
как и несколько последующих, продюсировал Том Аллом (`Colonel` Tom
Allom). Очередной альбом «British Steel», записанный с барабанщиком
Дэйвом Холландом (Dave Holland, «Trapeze»), вышел в 1980 году,
на пике популярности «новой волны британского хэви-металла». «Judas
Priest» в то время редко бывали на родине, предпочитая длительные турне
за рубежом, однако в 1980 году дали серию концертов в Великобритании,
где на разогреве у них выступала молодая, только начинающая свою
карьеру группа «Iron Maiden». Кстати, многие поклонники были поражены
сходством между двумя коллективами - вокалист «Iron Maiden» Пол ДиАнно (Paul Di`Anno) был облачен в ту же кожу и заклепки, что и Халфорд, а гитарист Дэйв Мюррей (Dave Murray)
с его светлой гривой был точной копией Даунинга! Тем временем, три
сингла из альбома «British Steel» попали в британский хит-парад, но
группа продолжала работать в основном на американскую аудиторию, и
альбом «Point Of Entry», вышедший в 1981 году, был значительно мягче по
звучанию. Усилия музыкантов принесли плоды - следующий диск, «Screaming
For Vengeance», стал платиновым в США. Очередной альбом с самодовольным
названием «Defenders Of The Faith» ничем не отличался от своих
предшественников, однако в дальнейшем «Judas Priest» решили
поэкспериментировать со своим привычным звучанием. На альбоме «Turbo»
музыканты весьма эффективно использовали синтезаторный гитарный звук -
альбом стал платиновым, а видеоклипы на песни «Turbo Lover» и «Locked
In» не сходили с экрана МТВ. В 1988 году «Judas Priest» даже работали
над материалом, вообще не имеющим никакого отношения к тяжелому року -
кавер-версией на песню Дайаны Росс (Diana Ross) «You Are
Everything» - однако в последний момент все же решили не изменять
своему стилю, и забраковали эти записи. Следующий альбом коллектива
«Ram It Down» сохранил фирменное звучание, хотя и был не так успешен
как предыдущий. Группа продолжала часто выступать в Штатах с молодыми
коллективами («Slayer», «Megadeth», «Testament») на разогреве.
Вероятно под их влиянием альбом «Painkiller», появившийся в 1991 году,
получился практически трэшевым по стилю. В записи диска принимал
участие молодой барабанщик Скотт Трэвис (Scott Travis, Hawk, Racer X),
заменивший не выдержавшего жесткого графика выступлений Холланда. Кроме
того, группа отказалась на этот раз от услуг Тома Аллома, предпочтя ему
более «современного» Криса Цангаридеса (Chris Tsangarides).
«Painkiller» вернул «Judas Priest» на вершину хэви-металлического
Олимпа, и мировое турне в его поддержку длилось больше года. Однако уже
в 1992 году поклонников группы ожидало потрясение - после почти 20 лет,
проведенных в составе «Judas Priest», Роб Халфорд принял решение
покинуть коллектив, и вплотную заняться своим сольным проектом «Fight».
Оставшись без вокалиста, «Judas Priest» ушли в отпуск, во время
которого Гленн Типтон выпустил сольный альбом «Baptism Of Fire»,
записанный при участии многих известных музыкантов, от Билли Шихана (Billy Sheehan, Mr. Big) до Джона Энтуистла (John Entwistle, «The Who»).
Трэвис тем временем работал в составе «Fight» вместе с Халфордом. В мае
1996 года «Judas Priest» положили конец многочисленным слухам и
домыслам, представив миру своего официального нового вокалиста,
американца Тима «Потрошителя» Оуэнса (Tim `Ripper` Owens, Winter`s Bane, Twist Of Fate).
Трэвис также вернулся в группу. С последующими альбомами «Jugulator» и
«Demolition» «Judas Priest» вновь стали коллективом, не следующим
рамкам жанра, а самостоятельно их устанавливающим.