Willie Dixon
|
Кратко |
|
Вилли Диксон (англ. Willie Dixon; 1 июля 1915 года, Виксбург, Миссисипи - 29 января 1992 года, Бёрбэнк, Калифорния)
— американский блюзмен и невоспетый герой рока, чьи песни часто
исполняли многие известные рок-музыканты, при этом забывая упомянуть,
кто их автор. В своих перчёных ритм-энд-блюзах Диксон новаторски
смешивал классическую блюзовую традицию с современным городским сленгом
(на грани допустимого), используя запоминающийся припев и
заводные ритмы. Достаточно только сказать, что обработки его песни Back
Door Man, в разное время делали Честер Бернетт (более известный под псевдонимом Хаулин Вулф), Джон Хэммонд Младший (сын
известного промоутера из фирмы Columbia Records, подписавшего контракт
с Билли Холидей, Аретой Фрэнклин, Питом Сигером, Бобом Диланом и Брюсом
Спрингстином). Кроме того свою достаточно индивидуальную трактовку представил и Джим Моррисон из группы The Doors.
Диксон был продюсером Chess Records и считается одним из основателей
чикагской школы блюза. В числе музыкантов, с которыми он записывался, —
Чак Берри, Мадди Уотерс, Хаулин' Вулф, Отис Раш, Бо Дидли, Литтл
Уолтер, Кэри Белл, Сонни Бой Уильямсон, Коко Тейлор, Литтл Милтон, Эдди
Бойд, Джимми Уизерспун, Лоуэлл Фулсон, Вилли Мейбон, Мемфис Слим,
Уошборд Сэм, Джимми Роджерс.
Вилли Диксон родился в бедной семье сельских рабочих и сам с ранних
лет трудился в поле, подрабатывая на разных специальностях. Уже тогда
он сочинял и напевал песни, участвовал в церковном хоре и
самодеятельных хоровых коллективах. От неуправляемого, агрессивного
отца Вилли унаследовл взрывной характер и подростком дважды оказывался
в тюрьме. Музыкальная карьера Диксона началась в 1936 году после
переезда в Чикаго, но некоторое время была под угрозой: в 1938 году он
стал чемпионом штата Иллинойс по боксу и подумывал о том, чтобы
посвятить этому занятию остаток жизни. Решающим стало его знакомство с
гитаристом Лео Кастоном (Leonard «Baby Boo» Caston): вокруг
этого дуэта и сформировался вскоре ансамбль Five Breezes. В 1941 году,
когда группа стала известной в Чикаго и выпустила несколько
танцевальных пластинок, Диксон вновь оказался не в ладах с законом: он
отказался служить в американской армии, причем на суде публично заявил,
что отказывается от американского гражданства в знак протеста против
ущемления прав негров. Выйдя на свободу (приговор ему вынесен так и не был), он собрал cначала Four Jumps Of Jive, затем — The Big Three Trio (с Лео Кастоном и гитаристом Олли Кроуфордом): группы выпустил по несколько пластинок каждая — соответственно на Mercury и Columbia.
С 1948 года для Диксона начинается эра сотрудничества с блюзменами:
он отходит от эстрадной сцены и становится штатным инструменталистом
звукозаписывающей компании Chess Records, где вскоре получает должность
руководителя отдела репертуара и артистов (A&R). Здесь же
он впервые начинает записываться под собственным именем. В 1954 году
блюзы Диксона исполняют с общенациональным успехом Мадди Уотерс, Хаулин
Вулф и Литтл Уолтер: начинается взлет Диксона-автора. В начале 60-х
годов к его песенному наследию возвращаются рок-группы нового
поколения: The Rolling Stones, The Yardbirds, позже — Cream и Led
Zeppelin. Все это время Диксон (активно сотрудничая с рок-н-ролльщиками — Чаком Берри, Бо Дидли) - не терял связи с чикагской сценой, способствуя становлению молодых блюзменов (Отис Раш, Бадди Гай и др.)
С его именем связан взлет певицы Коко Тейлор, некоторое время
удерживавшей титул американской «блюз-королевы», а также первый успех
Джонни Уинтера. К 1970 году относится выход возможно самого известного
сольного альбома Диксона I’m The Blues: сборник его лучших вещей в
рок-аранжировках. Лишь в 1991 году музыкальная индустрия признала
гигантский вклад Вилли Диксона в развитие современной музыки: он
получил свою первую и единственную «Грэмми».
|